Почему не фигуры?..

Юра Буренев 28.06.2018 в 22:16 270 0

Аргентинское танго, как и любой сформировавшийся танцевальный стиль, имеет свои вполне узнаваемые, характерные движения, элементы, фигуры. Их испанские названия и краткое описание можно увидеть в многочисленных танго-словарях, публикуемых в интернете. Там же можно найти и видео-пособия с разбором исполнения отдельных элементов, по которым некоторые даже пытаются учиться. Да и программа обучения в любой школе танго предполагает последовательное изучение танцевальных элементов и структур: от простых и незамысловатых, доступных начинающим танцорам, до сложных, требующих техники и даже некоторой физической подготовки. Это порождает ошибочное представление о том, что обучение танго заключается в изучении этих самых фигур, а танцевальная импровизация – в их умелом комбинировании. Иллюзия возникает, наверное, у каждого начинающего заниматься танго, и может очень надолго (если не навсегда!) остаться с ним.

Часть 1.

Такой подход в целом соответствует европейской бальной традиции, в которой танец складывался из исполнения танцевальных па, часто – синхронно и в строго определенном порядке. При обучении танцам ученикам прививали правильный шаг, осанку,а также обучали этим самым па. Когда танцевальные салоны Старого света познакомились с танго, возник спрос на обучение новому экзотическому танцу. Преподаватели танцев взялись за дело в традиционной манере: принялись обучать фигурам танго, адаптированным для танцевания в приличном обществе. Так возникло салонное танго (не путать со стилем танго-салон!). Именно в такой форме – строго регламентированные фигуры – танго попало и в танцевальный спорт.

Но современное аргентинское танго НЕ ЯВЛЯЕТСЯ просто НАБОРОМ определенных ФИГУР, исполняемых под специфическую музыку, а ловкое исполнение замысловатых связок не делает движение танцем, скорее – фитнесом! Данное утверждение непросто принять, но еще сложнее изменить своё отношение к обучению танго.

«Мы танцуем музыку, а не шаги» – сказал Карлос Гавито. Почему? Попробуем разобраться.

Первое, что стоит уяснить – мы обучаемся не фигурами не заучиваем связки, но ЧЕРЕЗ фигуры и связки осваиваем технику, взаимодействие, учимся музыкальности и т.д.

Обучение танго часто сравнивается с изучением иностранного языка. Если продолжить эту удачную аналогию, то танцевание фигурами и связками можно сравнить с попытками разговаривать, используя только фразы из разговорника, который предлагает варианты вопросов по насущным потребностям туриста и возможных ответов на них.

Что происходит, когда, не будучи уверенным в своих знаниях, человек вступает в разговор на иностранном языке, руководствуясь только готовыми фразами?

Прежде всего, круг тем разговора будет весьма ограничен информационной составляющей – «Dígame por favor ¿como llegar a la playa?».

Во-вторых, нестандартный (непредусмотренный разговорником) ответ можно просто не понять. Вот, например, знакомый кубинец, когда только начал изучать русский язык, ещё в СССР, временами не мог купить еды. Выучил фразу: «Взвесьте мне 200 граммов сыра!», а его спрашивают: «Вам порезать или куском?» – вот и сходил в магазин.

В-третьих, такое общение не способствует развитию речи на иностранном языке, т.к. не дает реальной разговорной практики. В танце это будет выражаться в том, что партнер, например, вместо того, чтобы прислушаться к музыке и партнерше, будет занят мучительным поиском в ставшей вдруг пустой голове следующей фигуры, автоматически ведя партнершу на очередную салиду. Связки, которые были выучены им на последних уроках, неизбежно будут повторяться в течение танды, вызывая у партнерши отчетливое ощущение дежавю.

Что же остается? Разучивать еще больше фишек и сложносочиненных связок? Это чем-то напоминает решение кроссвордов: азарт присутствует, время потрачено, конечный результат галочкой обозначен, но решение кроссвордов, равно как различных шарад, логических задач имеющих один и тот же принцип решения, скоро перестает быть для мозга новой деятельностью, а значит не развивает интеллект, а наоборот создает устойчивые шаблоны.

«– Режиссёр культового японского фильма «Записки старой гейши»?
– Чего-то не помню… Ну если японский, может Куросава?
– Ку-ро-са-ва. Подходит. Значит «Му-му» написал не Тургенев…».

(«День выборов» реж.: Олег Фомин)

Бессмысленно, но создает некое чувство собственной важности: Я ВОТ ТАК УМЕЮ! Но применить все эти «сложности» можно разве что со своей партнершей…

А есть ли что-то альтернативное?

Часть 2.

А есть ли что-то альтернативное разучиванию связок?

Вопрос хороший, но вряд ли положительный или отрицательный ответ что-то изменит в вашей жизни, если вы рассматриваете свое обучение танго, как необременительное хобби. У вас есть прекрасные учителя, которые близки вам по духу и складу ума; и зал хороший, и коллектив прекрасный, и от дома недалеко… Чего ещё желать?!

А кто-нибудь задавался вопросом: «Какова конечная цель обучения?» – Научиться. Но! Можно выучить энциклопедию, но не стать при этом эрудированным человеком; можно обладать большим багажом знаний, но быть совершенно непрактичным в бытовом смысле и не уметь применять свои обширные знания на практике. Так давайте честно ответим на вопрос: «Что мне надо от обучения танго?», и при повторном ответе «научиться» включим логику и обсудим применение знаний на практике.

Можно перефразировать «практика – критерий истины», в «милонга – критерий обучения». На милонгах танцующие фигурами и связками составляют большинство, и это оказывает не последнее влияние на плохой трафик, но это только внешняя сторона вопроса. Главным же негативным последствием становится утрата идентификации танца, если хотите, его духа, когда, скажем, танго от свинга или милонга от сальсы отличаются только фигурами.

Женщины, для которых развитие в танго в самом начале происходит быстрее и легче, чем для мужчин, и на милонги выходят раньше. При этом, в понятие «вестись» ими вкладывается вполне определенный смысл: определить элемент, задуманный партнером и самостоятельно выполнить его, то есть во время танца заниматься «угадыванием», самым заметным минусом которого является то, что угадать можно только известную фигуру,.. хотя, и в известных можно «запутаться» и «угадать» неверно. На первых порах получается, потому что ассортимент невелик, и, имея в своем арсенале десяток-полтора фигур, партнерши могут иметь успех на танцполе. Ситуация естественная для начинающей тангеры, но порождающая многочисленные разочарования для неё же в недалеком будущем. Эффект новизны проходит быстро, а желание получить от танца что-то большее, чем просто походить по танцполу, не будет находить отклика у партнеров. И все чаще они будут уходить с милонг танцевально-неудовлетворенными, причем подавляющее большинство станет искать причины во внешних факторах, но только не в своем уровне, который зависит не только от количества знакомых фигур и лет занятий.

А ведь женщинам проще, чем мужчинам, отойти от танцевания фигурами, и часто это происходит само собой, если они активно занимаются своей техникой. На каком-то этапе овладения этой премудростью, шаг выстраивается в теле правильным образом, что позволяет «выключить» из процесса голову. И тогда танец выходит на новый уровень, в котором элементы, фигуры и связки теряют свое значение. Но техника шага не ограничивается умением тянуть носочек и красиво делать ножкой, как полагают некоторые барышни, отдавая предпочтение урокам по украшениям, а не техникам, да и женский прагматизм велик: зачем заниматься дальше и больше, если и так на милонгах приглашают (или вообще НЕ приглашают)?!

У партнеров отношения с фигурами гораздо сложнее. Простое овладение техникой шага и взаимодействия, требующее большого количества времени и сил, проблемы не решает, ведь он ещё должен предложить тему для разговора [танца] и поддерживать его «на плаву», то есть, как минимум, должно быть что-то, что он может и хочет сказать.

Попробуйте взять разговорник (русско-какого-то языка) и написать диалог для общения с незнакомо-говорящей девушкой. Если со стороны девушки не будет ОЧЕНЬ БОЛЬШОЙ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ в беседе, то общение не затянется надолго, но увы, такая заинтересованность есть. Мужчин в танго значительно меньше, спрос превышает предложение, и для тех немногих нет особого стимула отходить от привычного: диалог по разговорнику написан, с кем говорить есть – вперед! Вот только с каждой партнершей он будет говорить об одном и том же, ну, может быть, меняя порядок слов. И сегодня, и завтра, и на следующей неделе, и в следующем году… Печально, но даже это многих устраивает.

Что же делать?

Мысль для прекрасной половины – стóит прекратить развращать мужчин. Партнеров, конечно мало, но «лучше голодать, чем что попало есть, и лучше быть одним, чем вместе с кем попало». Это не значит, что надо строить из себя королеву и ждать своего принца, но хотя бы не опускаться до мазохизма: не позволять ломать себя в коряво исполненных шоу-элементах и нелепых позировках. Мужикам нужен кредит доверия, но, естественно не бессрочный, если они не хотят развиваться.

И мысль для сильной половины. Мужчины, будьте настоящими! Когда вы танцуете с женщиной, то это танец для неё, а не для вас. Партнерша – не тележка в супермаркете, которой нужно рулить, чтобы она подчинялась вашим иногда странным идеям. Подойдите индивидуально к каждой, а не читайте по бумажке стандартные слова, и всё получится правильно! Если, конечно, она не падает на каждом шагу, а потому вешается вам на шею. )))

Невозможно в одночасье изменить сложившийся в сознании большого количества людей подход к своему обучению и танцеванию Аргентинского танго, и авторы не ставили перед собой задачи указать правильный путь. Но если у кого-нибудь из прочитавших статью возник хотя бы вопрос, в том ли направлении осуществляется его развитие в танго и есть ли оно, это развитие вообще? Если кто-нибудь всерьез задумался, то авторы статьи смогут с удовлетворением сказать: «Ура! Ещё не всё потеряно!»

© Юрий Буренев; © AlasDeTango