ВВЕДЕНИЕ
Танго живет и развивается в России плюс-минус двадцать лет. За столь большой срок уже сформировался свой мир, со своей экономикой, политикой, традициями и, конечно, проблемами. В идеале, конечно, всё было бы хорошо: есть преподаватели, т.е. лучшие из прочих, есть ученики, которые развиваются и выходят на уровень ассистентов и преподавателей, есть желающие научиться, которых становится всё больше... В реальности же всё не так.
С чего (или с кого(!)) всё это началось уже сложно понять, но сейчас реалии таковы, что спустя 3-4 года 90% тангерос перестают посещать групповые занятия, переходя на индивидуальное обучение, эпизодическое посещение мастер-классов заезжих мастеров и регулярное посещение милонг. Что интересно, это именно тот танго-возраст, когда, по мнению аргентинцев, человек, набрав минимально необходимое количество базовых навыков, только начинает учиться танго.
Как результат – растёт «прослойка» милонгерос, не завершивших своё обучение в начальной школе, но имеющих суждение «как надо». Легкий путь привлекателен для многих: не надо долго работать над собой, достаточно быть позитивным, общительным, обладать привлекательной внешностью и немного научиться двигаться.
Так незаметно происходит замещение цели обучения: не научиться танго, а войти в танго-тусовку, назвавшись «милонгеро». Следствие – значительное снижение среднего уровня танцевания.
Часть 1. Истоки и мотивация.
Вы помните, почему начали танцевать танго? Наверное, сколько людей, столько и историй… Но, человек пришел, что дальше?
Кто-то заканчивает обучение, едва начав. Это понятно: надо много трудиться, чтобы добиться результата в отличие от многих других танцев. И психологически далеко не все могут регулярно заниматься, не ломаясь на неудачах, раз за разом возвращаться к началу, что бы переосмыслить имеющиеся навыки.
Кто-то долго и упорно занимается, осваивает базовый уровень, занимается техникой, учится слушать музыку и взаимодействовать в паре и… наконец, переходит в «среднюю школу», открывает новые горизонты, короче, продолжает развиваться. Зачем? Каждый решает для себя, но об этом чуть позже.
А кто-то выходит на «продвинутый», как принято считать, уровень, или не очень продвинутый, но достаточный, чтобы танцевать, и на этом заканчивает обучение.
Копнём чуть глубже.
Цель школы танго – способствовать развитию ученика и в конечном итоге научить его танцевать танго. Наверное, все помнят, что нам говорили преподаватели в самом начала нашего пути? Они обозначали цель, которую нужно достичь: «Мы учимся, чтобы танцевать на милонгах. Просто поставить очередную галочку в списке наших умений – это неправильно!» Хорошая мотивация. Освоить язык танго, чтобы стать понятным другим людям, и общаться [танцевать] с ними на одном языке.
И вот первая милонга. У начинающих тангерос нет критериев, чтобы адекватно оценить происходящее: «Всё так красиво! Люди отлично танцуют! Я тоже так хочу!» Появляется дополнительная мотивация для развития, но всё до поры до времени. Как только девочек начинают активно приглашать, и как только с мальчиками начинаю танцевать неплохие партнерши, критический взгляд на себя несколько ослабевает. Да и зачем работать дальше, когда всё уже есть, цель достигнута. Вперед на милонги и марафоны, и танцевать до упаду! На занятия ни сил и ни времени уже не хватает.
На этом развитие заканчивается. Разного рода спец-курсы, фестивали, частные уроки не могут дать необходимого количества шаго-часов и тех навыков, которые необходимы для выхода во «взрослый» мир. Ведь, освоив «двигательный словарный запас» можно и нужно совершенствовать свою «речь», чтобы не остановиться на уроне детского лепета, а разговаривать со взрослыми по-взрослому. Ну и что, что взрослых не так много в нашем окружении? Ведь когда представится случай «поговорить по-взрослому», станет мучительно больно за проведенные в «детском саду» годы.
Часть 2. Взрослые разговоры.
О чем же разговаривают взрослые?
Странный вопрос: круг тем для общения практически бесконечен, но вряд ли мужчина и женщина на свидании станут обсуждать политику или научные достижения в области ядерной физики. То есть, вряд ли им пригодится мощный интеллект, скорее – внимательность друг к другу и способность выразить свои чувства на том уроне глубины, который подходит обоим.
Но все не так просто, как может показаться. Для начала необходимо уединиться, чтобы никто не помешал выражению чувств. Здесь можно ввести понятие «пространство пары», за которое отвечают оба: мужчина создает это пространство и поддерживает его, а женщина наполняет уютом и эмоциональным комфортом. Всё как в жизни.
И дальше снова как в жизни. Представьте себе четыре возможных сценария диалога:
Мужчина о чем-то рассказывает, жестикулирует, весь такой вовлеченный в процесс, а партнерша ему: «А,.. ну да, ну да...». Понятно, что при таком диалоге вовлеченности партнера надолго не хватит.
Мужчина не успел и рта раскрыть, как узнал сразу всё и обо всём. А когда-таки открыл его, то танда уже закончилась, а он так и остался с открытым ртом.
Оба говорят одновременно и каждый о своём, то есть получается вместо диалога два монолога. После такого «разговора» возникает ощущение, что что-то было, но что, и чем всё закончилось – непонятно.
И, наконец, – взаимообмен: я что-то сказал, она выслушала и подхватила идею, я продолжил, она улыбнулась, я начал развивать… Главное держать себя в руках, чтобы не получить в ответ: «Советую переменить тему!»
У всех, конечно, свои предпочтения, в общении с противоположным полом, но, на наш взгляд, четвертый вариант более интересен.
Звучит красиво, но как это реализовать? По этому поводу вспоминается старый вопрос-шутка для новичков: «кто в танго ведет и кто следует?»
Ответ нетривиальный: мужчина ведёт, и он же следует. Приглашает партнершу к действию и присоединяется к ней. В результате получается именно диалог, без принуждения со стороны мужчины и без пассивного подчинения со стороны женщины, но диалог в рамках пространства пары и на основе совместного намерения. И тут появляется очередное новое понятие «взаимодействие в паре», о котором многие говорят, но говорить о взаимодействии, это не значит учить взаимодействию. Ведь если сказать сто раз сладкий чай, он слаще не будет.
Ну и в конце стоит отметить качество возможного диалога, без штампов и шаблонов. Ведь если он будет состоять из избитых фраз и выражений, то все мысли и идеи будут блеклыми и не выразительными.
Часть 3. И куда же мы идем.
Как гласит китайская поговорка: «И один человек может привести коня к реке, но даже тысяча не заставят его пить».
Социальные танцы танцуют не для установки рекордов, не для того что бы собирать залы зрителей, а для удовольствия, для общения, улучшения состояния здоровья и поддержания физической формы в конце концов, то есть для себя. Поэтому ответ на упреки в снижении интенсивности занятий, а то и их полном прекращении вполне прогнозируем, а главное, справедлив: «Основная цель социальных танцев достигнута. Я хорошо провожу время на милонгах, где есть люди, готовые танцевать со мной». И это прекрасно! Милонги становятся наградой за время, отданное занятиям и затраченные усилия. Но эта награда, к сожалению, не пожизненная. Тех, с кем хочется танцевать, делается все меньше, хочется новых впечатлений, новых лиц, но новые лица – это новички, которые не вызывают большого интереса, а собственный уровень танцевания незаметно для себя, но заметно для окружающих падает…
Отсюда, на наш взгляд, парадокс: на милонгах люди танцуют только с теми, кого хорошо знают. Почему? Один из вариантов ответа – элементарное опасение оказаться несостоятельным в своих же собственных глазах, не говоря уже про окружающих! Ведь все всё видят! )))
Некоторые, хоть их и не много, пытаясь поддержать свою форму, утешают себя посещениями мастер-классов, частников, обзаводятся несколькими новыми фишками, заковыристыми связками, но, как правило, без понимания того, как их выполнять адекватно… Это, конечно, не имеет ничего общего с реальными успехами в танцевании, и рано или поздно всё заканчивается – активные завсегдатаи милонг теряют к ним интерес и уходят, оправдывая себя всевозможными способами. И, наверное, никто и никогда не возвращается к групповым занятиям, где есть риск снова почувствовать себя деревянным, неспособным, немузыкальным. Покинуть зону комфорта чрезвычайно сложно, но это единственный путь, самый долгий, кропотливый – «черный» труд, и только он способен незаметно, по чуть-чуть изменить что-то в нас.
Каждый выбирает для себя. Главное, чтобы не выбирали что проще, что привычнее, что дешевле. Бесплатный сыр, как известно, бывает только в мышеловке, и мы себя в эту мышеловку уже загнали общими усилиями. Давайте выбираться!
Кто-нибудь обязательно спросит: « А почему так назвал статью: "Пути роста…"?» Путей столько же сколько и людей, у каждого свой, и все в какой-то момент времени заканчиваются или никуда не ведут… Не имеет конца только один путь, который связан с постоянным преодолением себя.
© Юрий Буренев; © AlasDeTango