Почему в танго все сложно.

admin 31.08.2019 в 18:00 95 0

Сколько танцую, столько слышу два радикально противоположных посыла. Первый: “Танго − это очень сложно, только на шаг нужно потратить минимум лет десять.” Второй: “Танго − это так легко! Просто обнимите другого и шагайте под музыку.” Первое мнение, в контексте обучения, звучит в целом весьма реалистично. И ученики говорят мне, что учиться танго трудно, и мой личный опыт это подтверждает. Заметьте, что, если бы танго было проще, то наше сообщество выглядело бы иначе. Для начала, нас было бы больше. Из начинающих на второй год обучения оставался бы более высокий процент (на данный момент цифра колеблется между десятью и двадцатью процентами). Количество продвинутых тангерос было бы на порядок выше, разрыв между уровнями не так заметен и мы не страдали бы так сильно из-за того, что кто-то с нами не танцует. Реальность же выглядит совсем иначе.

Безусловно, виртуозно танцевать какой угодно танец трудно. Было бы скучно, если бы это было не так. Нашему мозгу очень полезно развивать сложные навыки, особенно комплексные двигательные схемы. Танец, как выясняется, снижает риск развития деменции в старшем возрасте. А если при этом танец сложный, то вообще фантастика! Сложные моторные навыки открывают возможности получения нового интересного опыта и в общем, как вид, мы любим сложные вещи. Но при этом мы ужасные лентяи. Хотим все сразу и побыстрее.

Люди, приходящие в танго из сальсы, свинга или форро, говорят, что танго соотносится с этими танцами примерно как шахматы с развлекательными настольными играми. В нем совершенно другой уровень сложности. Танго не из тех танцев, где вы можете в первый раз просто так вступить на танцпол и слиться с потоком. На первой милонге вам, скорее всего, было не на шутку страшно. Требуется от трех до шести месяцев обучения прежде, чем в танго вы станете хоть кому-то интересны. Причем с другими начинашками вы все еще будете чувствовать себя беспомощно, а продвинутые тангерос с вами танцевать еще не будут. Если вы молодая женщина, то, конечно, кое-какие опытные танцоры будут рады вас поразвлечь, даже покажут вам всякие ништяки, но, увы, не потому, что вы такая талантливая. Вступительная фаза может протекать быстрее, если вы пришли в танго с опытом других танцев или просто много вкладываете в это времени и сил. Но как бы вы не старались, обучение все равно будет очень долгим для танца, который, на минуточку, вроде бы хобби! Причем чем дальше вы развиваетесь, тем больше осознаете, сколько в танго еще всего неизвестного и неизученного.

Что же делает его таким сложным?

Не пытаясь дать исчерпывающий ответ, попробую выявить несколько ключевых факторов. И первый из них, возможно, не придет вам в голову именно в первую очередь. А между тем это весьма и весьма существенный фактор, который сразу ставит танго особняком по отношению к другим танцам. Речь идет о НАВИГАЦИИ. В танго вы должны все время активно двигаться кругами по периметру танцпола. Ни у одной из пар нет своего неподвижного “пузыря”, в котором они колбасятся обособленно от других. Всеобщее движение по танцполу скорее напоминает трассу. У меня солидный опыт одиночных танцев и мне с самого начала казалось, что в танго мы недооцениваем, насколько это на самом деле сложно: все время перемещаться в пространстве, одновременно исполняя сложные элементы. Причем делаем мы это в обнимку с другим человеком! Шаг − ключевой элемент именно потому, что позволяет паре быстро двигаться по периметру. Но несмотря на мантру “шагать − самое главное!”, много ли вы видите пар, которые систематично шагают на милонге? А почему нет? Во-первых, из-за тесноты: если одна пара перестает двигаться, то за ней не может идти следующая, другие их начинают обгонять и возникает хаос. Во-вторых, мы танцуем множество сложных фигур и, как правило, застреваем на одном и том же месте. На сегодняшний день наиболее исполняемый элемент танго как раз не шаг, а поворот и разные круговые движения. И не в последнюю очередь хочу заметить, что комфортно ходить с другим человеком в близком объятии - задача далеко не из простых! А значит, лидеры будут танцевать все, что угодно, чтобы не шагать. В итоге, проблема плохого трафика становится главной проблемой любого крупного мероприятия.

Вторая фундаментальная сложность в танго − ОБЪЯТИЕ. Одно дело, когда вы ведете/следуете, слегка держась за руку, а совсем другое танцевать в объятии, касаясь друг друга грудью, ладонями и головой, причем руками вы полностью обнимаете партнера. В кое-каких элементах вы касаетесь друг друга также стопами, бедрами и щиколотками. Именно из-за близкого объятия так сложно плавно и комфортно ходить в паре. Представьте себе, вот вы лидер, вам нужно идти вперед, а фолловер буквально приклеился к вам грудью, закрыл собой все пространство и пятится назад вслепую, пока вы стараетесь не наступать ей (ему) на пальцы. Или вот вы следуете: вы почему-то полностью перекрыли лидеру дорогу, легли грудью на амбразуру, так сказать, и партнер должен идти буквально сквозь вас, куда-то, куда ваши глаза не глядят, но ваши ноги должны бодренько поспевать, иначе их отдавят или вас вообще опрокинут. В обычной жизни физически ведет тот, кто спереди, правильно? А вот в танго нет. Мне нравится смотреть на лица лидеров, когда я им говорю, что следуют, вообще-то, они, а не партнерши.

Одна из сложностей танцевания в близком объятии кроется в необходимости сохранять спокойствие в корпусе, одновременно ловко двигая ногами. Сочетание спокойного верха и активных ног требует от нервной системы хитрой координации разнородных процессов, а на обучение этому нервной системе требуется много времени. Это, собственно, в любом танце так. Поначалу вы будете или слишком расслаблены во всех частях тела, или слишком напряжены, причем и то, и другое не будет способствовать свободе движения. Помимо близкого объятия у нас есть еще и открытое, позволяющее делать более крупные фигуры. Каждая форма объятия включает в себя определенный диапазон возможностей, но также и набор трудностей. Кое-что сложнее делать в близком объятии, как, например, плавно ходить. Кое-какие вещи, наоборот, сложнее вести и понимать в открытом объятии, из-за меньшей площади телесного контакта и ощущения нестабильности, особенно у фолловера.

Близкое объятие сложно не только в плане техники, но и в плане человеческом. Оно может ощущаться, как ужасно неудобное, а также как чересчур интимное. В Западноевропейских культурах мы редко подолгу обнимаем малознакомых людей. Мы и родных-то, в общем, редко обнимаем подолгу. Для тех, кто приходит в танго после абьюза, особенно сексуального, близкое объятие может быть триггером сильной тревожности. Да, мы обожаем танго именно из-за близкого объятия. Именно оно позволяет нам переживать самые интенсивные моменты в танце. И одна из причин, почему мы не танцуем с кем попало, кроется именно в субтильностях и интенсивности близкого объятия.

Сами по себе навигация и близкое объятие были бы полбеды, не будь у нас на сегодняшний день богатого лексикона движений. Давным-давно, когда всякие крутые фигуры еще не придумали, можно было утверждать, что “в танго самое главное − шаг!” и не кривить душой. Теперь же, приходя на уроки и практики, я продолжаю изумляться, до какой степени у танго-движений нет конца и края. Причем с таким богатым лексиконом мы должны что-то ИМПРОВИЗИРОВАТЬ. В итоге на милонгах мы повторяем один и тот же набор шагов, ведь для того, чтобы расширить запас движений, нужно их хорошенько отработать на практике. А я уже говорила, что мы лентяи?

Помимо вышеописанного у каждой роли есть сложности в КОНТАКТНОЙ СВЯЗИ. Поскольку мы полностью, руками, обнимаем другого человека на близком расстоянии, то общаться нам приходится мелкими, едва заметными телесными сигналами. Тонкости ведения и следования приходится развивать долго, кропотливо, особенно если вы хотите танцевать с разнообразными партнерами. Умелое ведение незаметно, а умелое следование мгновенно и бесстрашно, как порыв вдохновения. Чем лучше ведение, тем сильнее ощущение, что движение возникает непосредственно в теле фолловера. Экспертное следование, в свою очередь, сродни телепатии. Танцоры продвинутого уровня настолько виртуозно используют тонкие телесные сигналы, что коммуникация выходит практически на уровень чтения мыслей. Покажите такой танец начинающим и они скажут: “Волшебство какое-то.” И правда ведь волшебство!

В плане техники у каждой роли тоже свои специфические трудности. Под “ТЕХНИКОЙ” я подразумеваю индивидуальные навыки (постура, равновесие, повороты, эстетика). Если для лидера основные трудности связаны с навигацией и ведением, то на сегодняшний день для фолловеров основные трудности связаны именно с техникой. Так было не всегда, но за последний десяток лет лексикон движений партнерши сильно вырос. Женская техника (техника фолловера) сегодня делает акцент на сложную работу свободной ноги и постоянную готовность к повороту (“пивоту”), причем на высоких каблуках. Движения партнерши должны при этом выглядеть красиво, что само по себе технически сложная задача. Умело следовать и красиво танцевать - далеко не одно и то же. К тому же, в своей роли фолловер не выбирает, какой лексикон движений она (или он) танцует в паре. Лидеры могут решить непосредственно в момент танца, какие элементы они будут использовать, будут ли они стараться танцевать красиво или сосредоточатся на ведении. У фолловера такого выбора нет, берете, что есть, и делаете с этим, что можете. Поэтому фолловеры гораздо чаще ходят на уроки техники, чем лидеры, и если вам кажется, что они туда ходят украшаться, то вы, скорее всего, никогда не пробовали делать очо назад на высоких каблуках без партнера и стенки.

Для пущей неразберихи у нас есть ЖАНРЫ: танго, вальс и милонга. У каждого из них своя история, ритмические схемы и специфический набор фигур. А еще у нас есть СТИЛИ: салон, милонгеро, нуэво, слегка особняком от них танго эсценарио (сценическое танго). Последнему уделяется на данный момент повышенное внимание и оно начинает влиять на выступления профессионалов на мероприятиях, привнося зрелищные элементы в лексикон социального танго. По отдельности каждый стиль представляет из себя набор танцевальных элементов, определенных технических и эстетических аспектов. Иногда какой-то элемент моветон в одном стиле, но ключевой в другом. В то же время, стили не определены очень четко, ибо, как и танго, развивались они органически. Основная часть мирового танго-сообщества танцует нечто, что я бы назвала “фьюжн” (сплав стилей), черпая фигуры и приемы из разных источников. Стилистическая вариативность придает танго необычайную глубину, но в то же время сильно осложняет общую картинку, особенно когда вы только-только начинаете. Если при этом еще какой-то преподаватель провозглашает свой стиль как “единственное тру танго”, то можно окончательно свихнуться.

Поскольку все еще мало, поговорим о МУЗЫКЕ. Несмотря на простую ритмическую схему, у танго очень богатая фактура и линия музыки выстраивается, как нарратив, то есть компонуется из фраз. В ней присутствует введение, нарастающее напряжение, кульминация и концовка. Музыка танго интересна за счет сложного синкопирования, множества ярких акцентов, невероятного диапазона вариаций, эмоционального спектра от трагедии до полного счастья, при этом каждый оркестр добавляет собственный звук и колорит. Неприлично танцевать драматичную композицию Пуглиезе как какого-нибудь легкомысленного, солнечного Фреседо. Как и обучение шагам, музыкальность в танго начинается с базовых вещей, типа обозначениями шагом сильной доли, чтобы постепенно выходить на более сложные уровни, интерпретацию нарративной линии, выражение энергии момента (то, что мы можем обозначить словами “нежно” и “жестко”, “легко” и “тяжело”, “текуче” и “прерывисто”). В танго вам придется развивать ваш музыкальный слух и одновременно способность к выражению музыки движением. Я уже говорила, что обучение танго фантастически благоприятно влияет на мозг?
Как видите, во время танца наше внимание двигается по четырем каналам: музыка, собственное движение, коммуникация с партнером/партнершей и навигация в пространстве. И на всех четырех каналах ВСЕ СЛОЖНО! Фокусироваться на всем одновременно - тяжелая когнитивная задача. Наш мозг удерживает одновременно очень небольшое количество объектов в рабочей памяти (так называемой “краткосрочной”). Чем более какой-либо объект или переменная нам в новость, тем больше они будут требовать когнитивных затрат. Весь смысл практики, в общем-то − в снижении когнитивной нагрузки на мозг во время танца. Когда движение становится привычным, контроль за его исполнением съедает меньше ресурсов рабочей памяти и мы можем фокусироваться на чем-то ином.
Коммуникация между партнерами является наиглавнейшим каналом, ибо если тут ничего не происходит, то дело, в общем, швах. Поэтому начинающим танцорам мы сначала даем базовые инструменты для выстраивания взаимосвязи, то есть именно то, что делает из танго - танго. Мы требуем от лидеров ясности движений и принятия решений, иначе пара никуда не пойдет, а от фолловеров прислушиваться к лидеру и выполнять только то, на что ведут, чтобы дать лидеру четкую обратную связь. Если нагружать партнерш с самого начала проблемами индивидуальной техники, то они не смогут концентрироваться на следовании. По той же причине мы поначалу не требуем от лидеров танцевать идеально в музыку, если это мешает сосредоточиться на ведении.

Когда пара наработала базовый запас шагов и научилась худо-бедно держать взаимосвязь, мы постепенно расширяем фокус внимания, включая технику: равновесие, постуру, эстетику. В какой-то момент мы все чаще подключаем канал музыки и развиваем ощущение трафика на танцполе. Начинающим с предварительным танцевальным опытом проще направлять внимание на музыку и собственное движение с первого урока, так как у них уже развито ощущение тела и способность двигаться в ритм. Начинающим с опытом контактной импровизации, парных танцев и восточных единоборств изначально проще выстраивать коммуникацию в паре. И у всех без исключения будут проблемы с трафиком, просто потому, что другие каналы забирают слишком много внимания.

Преподаватели постоянно переключают каналы, направляя внимание учеников на один-два объекта одновременно. Если когнитивная нагрузка слишком высока, ученики теряют мотивацию и перестают пробовать. Из-за этого мы вынуждены выстраивать учебный материал слоями и двигаться от простого к сложному. Чем сложнее танец, тем больше в обучении будет слоев и тем дольше оно будет длиться. Иногда для успешного завершения одной фазы преподаватель должен сделать вид, что последующих фаз не существует. Начинашкам мы говорим: в танго только три направления, вперед, назад и в сторону. Если они ходят по диагонали или по кривой, мы говорим: идем ровненько, не виляем! Когда они научились перемещаться линейно и держать четкое направление (одно из трех), мы говорим: сюрприз, теперь шагаем по диагонали и по кривой. Начинающим лидерам мы говорим, что руками партнершу водить некрасиво. После того, как у них сложилось устойчивое понимание объятия как структуры и пространства, а между руками и корпусом появилась связь, то можно показывать, какие движения не только допустимо, но даже и нужно совершать именно руками.

Этот феномен часто приводит к потрясению “А я-то думал/а, что все уже знаю!” И он напрямую связан с тем, как люди развивают моторные навыки. Если мы позволим ученикам ходить во все стороны с самого начала, то они будут слоняться толпой по танцполу, как после удачной пьянки. Сначала необходимо освоить принципы ровного и четкого шага в трех главных направлениях. Только после этого можно пробовать второстепенные направления и делать исключения. Чтобы успешно изолировать одну часть тела от другой, нужно сначала научиться их соединять. В этом смысле танго − сплошной парадокс, ибо в нем практически все возможно. Один преподаватель будет бесстыдно противоречить другому. Многие ученики именно поэтому прекращают ходить на уроки после трех лет обучения, ибо не представляют, как жить дальше в таких условиях. Поэтому, если на данный момент вам кажется, что нужно переучиваться с нуля, то не отчаивайтесь. Выпейте шампанского: вы только что вышли на новый уровень!

Если принять в целом тот факт, что танго - танец сложный, то, если конкретно вам оно дается непросто, то вы − НОРМАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК. В танго сложно всем. Можно сказать без снобизма, что танго занятие вообще далеко не для каждого. Сложности объясняют, например, почему столько людей так и не переходят на второй год обучения, а также почему продвинутых танцоров и танцовщиц в целом ничтожно мало. Почему в каждом сообществе всегда будет присутствовать некая иерархия уровней, какими бы мы не были социальными и открытыми. Если кто-то не идет с вами танцевать из-за слишком большой разницы в уровне, то помните, что у этого человека есть на это веские причины. У вас, кстати, тоже есть полное право отклонить приглашение на том же основании.

Можно, конечно, отрицать сложность танго, ностальгируя по дням минувшим, но кого мы обманываем? Любое искусство, включая танго, всегда растет в сторону усложнения, ибо стагнация в развитии означает для искусства неизбежную смерть. Между тем, в заявлении “Танго - это легко! Просто обними другого и шагай под музыку!” есть доля правды. Только речь здесь идет не об обучении, а о танцевании как таковом. То, что танец сложен сам по себе, еще не значит, что ваш собственный танец обязательно должен быть сложным. Танго - язык, а на языке можно сочинять поэзию, а можно болтать о погоде, можно заразно шутить, а можно обмениваться глубокомысленными идеями. Здесь вы, вероятно, ждете от меня обнадеживающего напутствия в духе “примите вызов!” и “преодолевайте трудности!”, но, честно скажу, решать все равно вам. Могу только добавить, что тот факт, что танго становится все сложнее, означает, что этот танец продолжает жить бурной, страстной и поистине замечательной жизнью.

Ссылка на первоисточник. В. Туманова "Почему в танго все сложно".