Украшения. Подводя итоги

Валентина Лютомская 23.07.2018 в 18:32 244 0

В одной петербургской студии танго, пусть будет студия N (хотя на самом деле, она – A), этим летом был проведен эксперимент – курс украшений. Эксперимент – потому что раньше специально (как отдельной учебной дисциплиной) украшениями мы не занимались, только разбирали в рамках занятий по технике.

Вы спросите: «Ну и что? Уроки по украшениям не являются редкостью для танго-школ Санкт-Петербурга, кроме того, интернет пестрит видео-роликами», дааа… на которых девушки в изящных туфельках, часто снятые от талии и ниже (и напрасно!), опираясь на балетный станок, стенку или элементы интерьера, демонстрируют шаги и повороты, дополненные (украшенные) движениями ног, которые выражают то, как хозяйка этих ножек слышит звучащую музыку.

Такие видео весьма зрелищны, но, к сожалению, не дают понятия о технике исполнения того или иного украшения, а в отдельных случаях выполнены просто в корне неверно. Пытаясь учиться по видео, женщины воспринимают и пытаются копировать только внешние движения, которые красиво смотрятся при сольном исполнении, вот так же, у станка… Красота! Но это никак не поможет украшаться в паре, где подобное «украшение» часто сбивает партнершу с баланса, иногда травмирует кого-то из пары, да и вообще, зачастую его невозможно успеть сделать в рамках шага, и партнеры бывают вынуждены «дожидаться окончания» украшений.

Видимо очные уроки имеют те же недостатки – учащиеся видят только внешнюю картинку но/или не успевают отработать технику исполнения, и, как следствие, по-настоящему красиво и адекватно украшающихся партнерш на петербургских милонгах практически не наблюдается.

Экспериментальный курс в студии N был рассчитан на 2 месяца – июнь-июль. Как раз до отъезда преподавателей на черноморский интенсив. Первые уроки курса вызвали оживление и интерес у учеников (главным образом, учениц [прим. ред. (что совсем не странно!)]), и июньские уроки проводились при достаточно большой аудитории. Но в июле интерес заметно упал вместе с посещаемостью, что навело на мысль о том, что представление большинства тангер об украшениях несколько не совпадают с действительностью. В самом деле, многие, вдохновленные выше упомянутыми красивыми видео-роликами, оказались не готовы к рутинной отработке технических аспектов, которые на практике оказались столь сложными, что не давались ни со второго, ни с третьего раза даже давно танцующим. Более того, эксперимент показал, что украшениями (как и техникой), имеет смысл заниматься на постоянной основе, а не на краткосрочный курсах.

Настоящим предлагаем подборку тезисов об украшениях, которые пригодится как «выжившим» после курса (как своего рода памятка), так и тем, кто в случае повторения уже НЕ эксперимента решиться присоединиться к занятиям (что бы понимать, чего ждать от уроков):

– украшения - это не про скорость ног, но однозначно про их свободу;

– украшения – это всегда выражение индивидуальности, как, присущий каждому, стиль одеваться, поэтому слепое копирование манеры другого человека украшаться не имеет смысла, ведь музыку мы все слышим по-разному. Хотя «примеряя» чужие фишки на себя, мы можем обнаружить, что-нибудь подходящее;

– для рождения свободного и уместного украшения необходимо одновременное присутствие трех факторов:
1. развитая личная техника;
2. хороший уровень взаимодействия в паре;
3. музыкальность.
(при этом, личная техника и техника взаимодействия отвечают за комфорт исполнения украшений, техника взаимодействия и музыкальность – за их уместность);

– техника украшений исходит из техники шага, но из очень высокого уровня техники шага. [прим. ред. (т.е. если техника у вас еще не очень, ПОЖАЛУЙСТА!!! НЕ НАДО УКРАШАТЬСЯ!!!)] Техника украшений – это техника в квадрате (а может и в кубе). Использование украшений в танце является показателем мастерства танцующего. Поэтому на первом этапе именно занятия техникой шага дают бонусом возможность выполнения несложных украшений. С другой стороны, занятия непосредственно украшениями способны улучшить личную технику тем, у кого она уже имеется;

– если у вас возникает вопросы вроде того: «как дать понять партнеру, что ему следует притормозить, потому что сейчас будут украшения», вы имеете абсолютно неверное представление о данной теме, и, вероятно, пока не обладаете уровнем техники, позволяющей это делать. Украшения – личное дело того, кто украшается, поэтому партнёр не должен ощущать сотрясение от действий второй стороны, не обязан ждать, пока украшение произойдет, и не должен чувствовать себя «брошенным». Партнерша может украситься в паузе, но при этом, каким бы амплитудным не было ее движение, баланс должен быть настолько качественным, чтобы в любой момент можно было последовать за ведением; [прим. ред. (равно как если мужчина украшается, его партнершу не должно «колбасить»)];

– украшения «по-договоренности» на практике имеют место быть, но могут применяться только в своей паре, в крайнем случае, между тангерос, посещающих общие занятия. Вам решать, насколько такой навык будет полезен для вашего танго-развития;

– в обучении украшения привязываются к шагам и к связкам шагов, но на практике они должны использоваться применительно к ситуации и, главное, к музыке. Исполняемые привычно, без оглядки на музыку и партнера, такие украшения становятся чем-то вроде слов-паразитов в речи;

– все то, что девушки выполняют в качестве украшений, может быть инициировано партнёром и выполняется в рамках ведения [прим. ред. (!)];

– украшения бывают «вынужденные»: отыгрывающие ошибки партнёров и даже позволяющие не упасть, уравновеситься [прим. ред. (спасибо вам!)];

– об уместности в украшениях можно сказать только одно: лучше меньше, да лучше;

– украшения должны быть компактны (амплитудные лучше оставить для шоу);

– не смотря на то, что уроки по украшениям традиционно в большей степени интересуют женщин, и выражение «женские украшения» используется даже чаще, чем просто «украшения», мужчины тоже могут украшаться или скорее «выпендриваться», показывая свое мастерство. В любом случае, партнёрам стоит заниматься украшениями если не для использования их в танце, то для развития техники [прим. ред. (почему бы нет? однозначно!!!)];

– еще один устоявшийся стереотип – говоря об украшениях, чаще всего ограничиваются движением ног, стоп, но отыгрывать музыку можно не только ногами! Например, скольжение руки по спине партнёра/партнёрши, движения головы, игра плечами, даже задержка дыхания – все это, пусть менее заметно для мужчины, также служит выражением индивидуального восприятия музыки.

Заключение от редактора.

Автор статьи сказала: «Это же тезисы, я не хотела, чтобы у нее был нравоучительный тон…» Но, как тангеро, не могу удержать от рекомендации:

Милые дамы! Ваши украшения для вас и окружающих, а посему не надо делать что-то особое для нас. Для нас вы и без этого прекрасны!

© Валентина Лютомская (под ред. Ю.Б.); © AlasDeTango